Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей!
Сегодня слово "кризис" - знак времени.
Экономический, политический, финансовый... Но наш разговор пойдет, конечно, в
других пределах, душевных, то есть говорить мы будем про кризисы
психологические. В психологии под кризисом подразумевается состояние
внутреннего надлома, когда прежние способы бытия утратили свою актуальность,
а новые еще не найдены. Поиск нового опыта неизменно связан с чередой
болезненных, но необходимых для становления личности испытаний. На выходе у
каждого своего багажа, обусловленный и генетическим наследием, и спецификой
среды воспитания. Психологическая наука, отталкиваясь от эмпирических
исследований, определила целый ряд важнейших кризисов развития и обозначила
для них соответствующие задачи. Потрудиться над их решением желательно
вовремя, а иначе сам себе задолжаешь. Списать долги невозможно - они так и
волокутся тяжким грузом от года к году, тормозя процесс взросления. Современным родителям, весьма просвещенным в сфере
популярной психологии, про кризисы многое известно, но, как правило, в общих
чертах. Идея нашего цикла - дополнить родительские представления более
предметными знаниями о законах детской эволюции. Почему это важно? Да потому, что их это тоже
напрямую касается, так как кризис развития ребенка требует перестройки
детско-родительских отношений. Не только ребенок должен стать
"другим", но и родители в результате внутренней эмоциональной и
когнитивной работы обязаны поменять свои паттерны взаимодействия с ребенком. Просто ли это? Конечно, нет. Любая перестройка предполагает ломку прошлых устоев,
что априори травматично. Свойством травматичности обладает приобретение
любого важного жизненного опыта, так что - увы - в процессе психологического
развития также травматизация неизбежна. Нам свойственно упускать из виду, что,
если бы, начиная с раннего детства, человек не был бы регулярно травмирован
новой средой, он бы даже ходить не научился. А вот вспоминать с сожалением о
травмировавших нас обстоятельствах как о том, чего следовало бы избежать,
очень привычно (порой даже по-мазахистски сладостно!). У родителей в связи с этой дихотомией рождается
немало тревог. Поводы для беспокойства у всех разные, но некое общее ядро
обнаруживается всегда. Как правило, это традиционный перечень вопросов: как
распознать кризис развития? что с этим
делать? каковы
причины возникновения кризиса? как помочь
ребенку справиться с неизбежными изменениями? А мне к этому списку обычно хочется добавить вопрос
о том, как помочь родителям чувствовать себя счастливыми в своем
родительстве, чтобы поделиться своим счастьем с детьми. Ответу на этот вопрос
я решила посвятитить цикл мини лекций на тему кризисов развития и назвать его
"Кризисы развития глазами детей и родителей". Итак, ближе к делу, точнее - к детству. Все внимание
на детские задачи и родительские компетенции. Кризис новорожденности. Вот так: кризисы преследуют нас с первого вздоха, а
мы до самого почтенного возраста все никак не можем смириться с их
неизбежностью. И зря. Новорожденный - это тот, кто успешно прошел
внутриутробный период, подготовил все системы к родам (гормоны, желудок,
легкие) и родился. Однако он пришел в мир, не умея жить в этом мире, и теперь
главным его делом является адаптация к новой среде. В конечном итоге, вся его
деятельность направлена на то, чтобы уже к году почувствовать свою физическую отдельность. Задачи новорожденного. Приспособиться
к новому способу жизни. После рождения физиологическая жизнь ребенка
меняется, и ему необходимо перестроить свои физиологические функции. Он
начинает жить вне мамы, питаться через рот, переваривать пищу через
желудочно-кишечный тракт и т.д. Подготовиться
к комплексному включению в психическую жизнь. В период от 0 до 2 месяцев младенец еще не включен в
индивидуальную психическую жизнь и находится в аутистической фазе развития.
Комплексное включение подразумевает начало бурной двигательной активности.
Примерно к 2-2,5 месяцам малыш начинает нерефлекторно улыбаться, исследовать
ручки-ножки, гулить, узнавать маму и т.д. Научить
маму удовлетворять его потребности. Ребенок с рождения снабжен целым рядом психических
механизмов, позволяющих научить маму слушаться и удовлетворять его
потребности, давать сигналы и получать обратную связь. [Ребенок начинает
руководить матерью уже из утробы (хочет кислого - соленого), а к 5-ти месяцам
от роду достигает особого мастерства: делает ее своими "ногами",
"руками" и т.д. Главное, дать правильный сигнал, и мама пошла по
курсу - за игрушкой, водичкой, кофточкой...] Задачи мамы. Научиться
понимать потребности своего ребенка и его индивидуальные особенности. Расцвет диады (по словам Фрейда, диада - это масса
из двоих.) Младенец себя не вычленяет, не чувствует собственной отдельности.
Ему еще долго будет нужна мама как его "большая часть",
а маме необходимо научиться понимать его потребности и его особенности, чтобы
быть "качественной большой частью". Обеспечить
благоприятные условия для формирования базовой привязанности. В этот период происходит со-настройка, необходимая
для формирования базовой привязанности. Мама подстраивается под
своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, а ребенок купается в
ее любви и обеспеченной ею безопасности. Стать
проводником в мир будущего "Я" ребенка и во внешнюю среду обитания. Мама - это своего рода зеркало. Глядя в него,
ребенок черпает информацию о степени своей хорошести, значимости и усваивает
ее бессознательно, то есть совершенно бесцензурно. Позитивная, теплая
обратная связь со стороны мамы - это фундамент адекватной самооценки ребенка
и его уверенности в себе, поэтому так важно много разговаривать с малышом,
"отзеркаливать" интонации, называть чувства, действия, части тела,
откликаться на улыбки и гримасы, давать определения предметам и т.д. Кризис 1-го года жизни Психологический кризис 1-го года, как и кризис
новорожденности, приходится на психологический пренатальный период.
Почему пренатальный? Действительно, в педиатрии этот этап уже имеет другое
название, но мы говорим о психологии. Так вот психологическое рождение
отстает от рождения физического на три (!) года. Рождение человека в
медицине - это переход живого организма в новую среду (акцент на физические,
физиологические, химические связи). Психология рассматривает роды как переход
человека к новым психическим связям с миром (меняются
представления о мире, ощущения, чувства). Динамика физиологических и психологических процессов
здорово отличается. В психологии есть понятие "рождение личности"
как психологическое рождение человека. Оно, как правило,
происходит только к 3-м годам. Это не означает, что до того у человека
нет психики и нет индивидуальных особенностей. Психика - это
способность воспринимать, чувствовать мир, иметь к нему определенное
отношение, и ее индивидуальные особенности заложены в человеке генетически.
Однако для полноценного психологического рождения требуется время на
созревание, но не 40 недель, а гораздо больше. Соответственно психологический
пренатальный период исчисляется от зачатия (и даже раньше) до 3-х
лет включительно. Первый год жизни - фундамент психологического
созревания ребенка. Задачи ребенка
Сформировать способность к отделению от мамы на физическом уровне. К концу первого года жизни ребенок по-прежнему
остается в диаде с матерью, но теперь это прежде всего психологическое
единство. На физическом уровне ему необходимо понять и принять отдельность
своего тела. Теперь - под ладушки, что на головку сели - он приходит к
пониманию, что ручки-ножки у него свои и головка своя. Он постигает свои
новые физические возможности: сначала научается ползать, затем ходить,
прятаться, убегать от мамы, - и ему хочется насытиться неожиданной
самостоятельностью! Руки поддаются управлению быстрее, чем ноги, потому
первые попытки физически отделить себя от мира предпринимаются "в
ручную". Ребенку открываются новые предметы и их свойства. Руки
стараются все ухватить, чтобы бросить и посмотреть, как, например, из одной
чашки получается много мелких скорлупок, а из одной игрушки может получиться
кучка предметов, как открывается комод, как стучит крышка по сковородке и
просыпается мука. Кроме того, руки отваживаются даже посягнуть на святое
святых - дерутся с мамой! Задачи родителей. Выработать
навыки правильного реагирования на агрессивные проявления годовалого ребенка. Главная родительская трудность в период кризиса 1-го
года состоит в том, что в это время они впервые сталкиваются с механизмом
обесценивания со стороны ребенка. Механизм обесценивания является необходимым условием
младенческого отделения, без которого не может быть дальнейшего развития
(этот же механизм продолжает действовать и во взрослом возрасте!). Если маму
шокирует, что сын (дочь) начинает вдруг драться, кусаться, царапаться и т.д.,
если в ответ они впадают в состояние собственного внутреннего дитя
(обижаются, пугаются, что из их милого зайчика вырастет "бандит"),
то ребенок, по-прежнему существующий в психологической диаде, чутко
улавливает мамину тревогу и тревожится в ответ. Он интуитивно считывает мамин
аффект и впадает в ту же "плохую" реакцию: гнев, страх,
раздражение. Справляться с такими чувствами он тем более не умеет.
Маме важно научиться не только сохранять эмоциональную
устойчивость или быстро возвращать себя в позицию взрослого, но и называть
словами эмоции ребенка ("я вижу, что ТЫ сейчас злишься"). Это
поможет ему познакомиться с миром чувств и в дальнейшем успешно развивать
эмоциональный интеллект. Если же мама не научится справляться с своей
эмоциональностью и застрянет в позиции внутреннего дитя, то спровоцированные
ею же ответные детские аффекты будут усиливать общее напряжение. Так обычно
начинается бег по кругу (психологи называют его циклом с круговой
причинностью), когда и концов не сыщешь, откуда что пошло. Таким образом, выводы следующие. А) Маме и папе (желательно, и всем остальным членам
семьи) необходимо вооружиться знаниями об особенностях
развития ребенка, чтобы понимать естественность механизма обесценивания и
значение "плохих" действий. Б) Использовать знания о механизме обесценивания во
благо, а не во вред ребенку. Заложить
базовую установку относительно психологических границ "Я - Другой"
в коммуникации (к слову, грамотное решение этой задачи является важнейшей
родительской инвестицией в психологическое здоровье любимого чада). Это про то, что главным условием отдельности должно
стать взаимное уважение сторон. Маме и папе не надо, схлопотав по левой щеке, молча
подставлять правую. Родителям необходимо твердо проговаривать, что им больно
(ТЫ злишься, а МНЕ больно), что бить маму/папу нельзя. Без конкретного и
последовательного реагирования со стороны родителей ребенку не разобраться,
где начинается свое "Я", а где уже "Я" другого. Родители обязаны прийти к осознанию, что границы на
основе уважения - это про любовь, а бездумное потакание и попустительство -
это про вредительство, расплачиваться за которое придется всю жизнь обеим
сторонам. Научиться
быть последовательными в ряде необходимых ограничений, касающихся
безопасности и здоровья ребенка. Это тоже про границы, но чуть другие. Они касаются
больше организационных и предметных аспектов. На фоне расширившейся детской
самостоятельности (а ее следует постепенно расширять!) ограничительная
структура должна оставаться строгой. Во-первых, для ребенка четкие пределы "можно/нельзя"
- это опора, а их отсутствие - хаос. Младенческой психике хаос не под силу.
Во-вторых, ребенок еще требует, чтобы его бдительно оберегали - слишком много
опасностей (розетки, иголки, стулья, ящики, тяжести, машины и т.д.). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий