Советы психолога!









 Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей!



Сегодня слово "кризис" - знак времени. Экономический, политический, финансовый... Но наш разговор пойдет, конечно, в других пределах, душевных, то есть говорить мы будем про кризисы психологические.

В психологии под кризисом подразумевается состояние внутреннего надлома, когда прежние способы бытия утратили свою актуальность, а новые еще не найдены. Поиск нового опыта неизменно связан с чередой болезненных, но необходимых для становления личности испытаний. На выходе у каждого своего багажа, обусловленный и генетическим наследием, и спецификой среды воспитания. Психологическая наука, отталкиваясь от эмпирических исследований, определила целый ряд важнейших кризисов развития и обозначила для них соответствующие задачи. Потрудиться над их решением желательно вовремя, а иначе сам себе задолжаешь. Списать долги невозможно - они так и волокутся тяжким грузом от года к году, тормозя процесс взросления.

Современным родителям, весьма просвещенным в сфере популярной психологии, про кризисы многое известно, но, как правило, в общих чертах. Идея нашего цикла - дополнить родительские представления более предметными знаниями о законах детской эволюции.

Почему это важно? Да потому, что их это тоже напрямую касается, так как кризис развития ребенка требует перестройки детско-родительских отношений. Не только ребенок должен стать "другим", но и родители в результате внутренней эмоциональной и когнитивной работы обязаны поменять свои паттерны взаимодействия с ребенком.

Просто ли это? Конечно, нет.

Любая перестройка предполагает ломку прошлых устоев, что априори травматично. Свойством травматичности обладает приобретение любого важного жизненного опыта, так что - увы - в процессе психологического развития также травматизация неизбежна. Нам свойственно упускать из виду, что, если бы, начиная с раннего детства, человек не был бы регулярно травмирован новой средой, он бы даже ходить не научился. А вот вспоминать с сожалением о травмировавших нас обстоятельствах как о том, чего следовало бы избежать, очень привычно (порой даже по-мазахистски сладостно!).

У родителей в связи с этой дихотомией рождается немало тревог. Поводы для беспокойства у всех разные, но некое общее ядро обнаруживается всегда. Как правило, это традиционный перечень вопросов:

  как распознать кризис развития?

  что с этим делать?

  каковы причины возникновения кризиса?

  как помочь ребенку справиться с неизбежными изменениями?

А мне к этому списку обычно хочется добавить вопрос о том, как помочь родителям чувствовать себя счастливыми в своем родительстве, чтобы поделиться своим счастьем с детьми. Ответу на этот вопрос я решила посвятитить цикл мини лекций на тему кризисов развития и назвать его "Кризисы развития глазами детей и родителей".

Итак, ближе к делу, точнее - к детству. Все внимание на детские задачи и родительские компетенции.

Кризис новорожденности.

Вот так: кризисы преследуют нас с первого вздоха, а мы до самого почтенного возраста все никак не можем смириться с их неизбежностью. И зря.

Новорожденный - это тот, кто успешно прошел внутриутробный период, подготовил все системы к родам (гормоны, желудок, легкие) и родился. Однако он пришел в мир, не умея жить в этом мире, и теперь главным его делом является адаптация к новой среде. В конечном итоге, вся его деятельность направлена на то, чтобы уже к году почувствовать свою физическую отдельность.

Задачи новорожденного.

  Приспособиться к новому способу жизни.

После рождения физиологическая жизнь ребенка меняется, и ему необходимо перестроить свои физиологические функции. Он начинает жить вне мамы, питаться через рот, переваривать пищу через желудочно-кишечный тракт и т.д.

  Подготовиться к комплексному включению в психическую жизнь.

В период от 0 до 2 месяцев младенец еще не включен в индивидуальную психическую жизнь и находится в аутистической фазе развития. Комплексное включение подразумевает начало бурной двигательной активности. Примерно к 2-2,5 месяцам малыш начинает нерефлекторно улыбаться, исследовать ручки-ножки, гулить, узнавать маму и т.д.

  Научить маму удовлетворять его потребности.

Ребенок с рождения снабжен целым рядом психических механизмов, позволяющих научить маму слушаться и удовлетворять его потребности, давать сигналы и получать обратную связь. [Ребенок начинает руководить матерью уже из утробы (хочет кислого - соленого), а к 5-ти месяцам от роду достигает особого мастерства: делает ее своими "ногами", "руками" и т.д. Главное, дать правильный сигнал, и мама пошла по курсу - за игрушкой, водичкой, кофточкой...]

Задачи мамы.

  Научиться понимать потребности своего ребенка и его индивидуальные особенности.

Расцвет диады (по словам Фрейда, диада - это масса из двоих.) Младенец себя не вычленяет, не чувствует собственной отдельности. Ему еще долго будет нужна мама как его "большая часть", а маме необходимо научиться понимать его потребности и его особенности, чтобы быть "качественной большой частью".

  Обеспечить благоприятные условия для формирования базовой привязанности.

В этот период происходит со-настройка, необходимая для формирования базовой привязанности. Мама подстраивается под своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, а ребенок купается в ее любви и обеспеченной ею безопасности.

  Стать проводником в мир будущего "Я" ребенка и во внешнюю среду обитания.

Мама - это своего рода зеркало. Глядя в него, ребенок черпает информацию о степени своей хорошести, значимости и усваивает ее бессознательно, то есть совершенно бесцензурно. Позитивная, теплая обратная связь со стороны мамы - это фундамент адекватной самооценки ребенка и его уверенности в себе, поэтому так важно много разговаривать с малышом, "отзеркаливать" интонации, называть чувства, действия, части тела, откликаться на улыбки и гримасы, давать определения предметам и т.д.

Кризис 1-го года жизни

Психологический кризис 1-го года, как и кризис новорожденности, приходится на психологический пренатальный период. Почему пренатальный? Действительно, в педиатрии этот этап уже имеет другое название, но мы говорим о психологии. Так вот психологическое рождение отстает от рождения физического на три (!) года.

Рождение человека в медицине - это переход живого организма в новую среду (акцент на физические, физиологические, химические связи). Психология рассматривает роды как переход человека к новым психическим связям с миром (меняются представления о мире, ощущения, чувства).

Динамика физиологических и психологических процессов здорово отличается. В психологии есть понятие "рождение личности" как психологическое рождение человека. Оно, как правило, происходит только к 3-м годам.  Это не означает, что до того у человека нет психики и нет индивидуальных особенностей. Психика - это способность воспринимать, чувствовать мир, иметь к нему определенное отношение, и ее индивидуальные особенности заложены в человеке генетически. Однако для полноценного психологического рождения требуется время на созревание, но не 40 недель, а гораздо больше. Соответственно психологический пренатальный период исчисляется от зачатия (и даже раньше) до 3-х лет включительно.

Первый год жизни - фундамент психологического созревания ребенка. 

Задачи ребенка

  Сформировать способность к отделению от мамы на физическом уровне.

К концу первого года жизни ребенок по-прежнему остается в диаде с матерью, но теперь это прежде всего психологическое единство. На физическом уровне ему необходимо понять и принять отдельность своего тела. Теперь - под ладушки, что на головку сели - он приходит к пониманию, что ручки-ножки у него свои и головка своя. Он постигает свои новые физические возможности: сначала научается ползать, затем ходить, прятаться, убегать от мамы, - и ему хочется насытиться неожиданной самостоятельностью!

Руки поддаются управлению быстрее, чем ноги, потому первые попытки физически отделить себя от мира предпринимаются "в ручную". Ребенку открываются новые предметы и их свойства. Руки стараются все ухватить, чтобы бросить и посмотреть, как, например, из одной чашки получается много мелких скорлупок, а из одной игрушки может получиться кучка предметов, как открывается комод, как стучит крышка по сковородке и просыпается мука. Кроме того, руки отваживаются даже посягнуть на святое святых - дерутся с мамой!

Задачи родителей.

  Выработать навыки правильного реагирования на агрессивные проявления годовалого ребенка.

Главная родительская трудность в период кризиса 1-го года состоит в том, что в это время они впервые сталкиваются с механизмом обесценивания со стороны ребенка.

Механизм обесценивания является необходимым условием младенческого отделения, без которого не может быть дальнейшего развития (этот же механизм продолжает действовать и во взрослом возрасте!). Если маму шокирует, что сын (дочь) начинает вдруг драться, кусаться, царапаться и т.д., если в ответ они впадают в состояние собственного внутреннего дитя (обижаются, пугаются, что из их милого зайчика вырастет "бандит"), то ребенок, по-прежнему существующий в психологической диаде, чутко улавливает мамину тревогу и тревожится в ответ. Он интуитивно считывает мамин аффект и впадает в ту же "плохую" реакцию: гнев, страх, раздражение. Справляться с такими чувствами он тем более не умеет.    Маме важно научиться не только сохранять эмоциональную устойчивость или быстро возвращать себя в позицию взрослого, но и называть словами эмоции ребенка ("я вижу, что ТЫ сейчас злишься"). Это поможет ему познакомиться с миром чувств и в дальнейшем успешно развивать эмоциональный интеллект.

Если же мама не научится справляться с своей эмоциональностью и застрянет в позиции внутреннего дитя, то спровоцированные ею же ответные детские аффекты будут усиливать общее напряжение. Так обычно начинается бег по кругу (психологи называют его циклом с круговой причинностью), когда и концов не сыщешь, откуда что пошло.

Таким образом, выводы следующие.

А) Маме и папе (желательно, и всем остальным членам семьи) необходимо вооружиться знаниями об особенностях развития ребенка, чтобы понимать естественность механизма обесценивания и значение "плохих" действий.

Б) Использовать знания о механизме обесценивания во благо, а не во вред ребенку.

  Заложить базовую установку относительно психологических границ "Я - Другой" в коммуникации (к слову, грамотное решение этой задачи является важнейшей родительской инвестицией в психологическое здоровье любимого чада).

Это про то, что главным условием отдельности должно стать взаимное уважение сторон.

Маме и папе не надо, схлопотав по левой щеке, молча подставлять правую. Родителям необходимо твердо проговаривать, что им больно (ТЫ злишься, а МНЕ больно), что бить маму/папу нельзя. Без конкретного и последовательного реагирования со стороны родителей ребенку не разобраться, где начинается свое "Я", а где уже "Я" другого.

Родители обязаны прийти к осознанию, что границы на основе уважения - это про любовь, а бездумное потакание и попустительство - это про вредительство, расплачиваться за которое придется всю жизнь обеим сторонам.

  Научиться быть последовательными в ряде необходимых ограничений, касающихся безопасности и здоровья ребенка.

Это тоже про границы, но чуть другие. Они касаются больше организационных и предметных аспектов. На фоне расширившейся детской самостоятельности (а ее следует постепенно расширять!) ограничительная структура должна оставаться строгой. Во-первых, для ребенка четкие пределы "можно/нельзя" - это опора, а их отсутствие - хаос. Младенческой психике хаос не под силу. Во-вторых, ребенок еще требует, чтобы его бдительно оберегали - слишком много опасностей (розетки, иголки, стулья, ящики, тяжести, машины и т.д.).

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий